Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида №26 «Ягодка» пгт. Ярославский Хорольского муниципального района Приморского края функционирует 7 возрастных групп. Из них 2 группы раннего возраста, 4 группы дошкольного возраста, 1 группа разновозрастная. Материально-техническая база образовательного учреждения является достаточной, соответствует целям и задачам дошкольного образования.
Общая площадь учреждения составляет 1250 м2 , площадь групповых комнат 763м2 .
Территория дошкольного учреждения наполнена экологически полноценными и эстетически выразительными объектами. На территории детского сада произрастают разнообразные породы деревьев и кустарников, разбиты цветники и клумбы, имеется огород. На территории земельного участка, огражденного забором по периметру, находится 6 прогулочных площадок, разграниченных друг от друга заборчиком, на которых расположены теневые навесы для защиты детей от осадков и солнца. На каждой групповой площадке имеется песочница, которая в отсутствие детей закрывается, во избежание загрязнений песка.
Хозяйственная зона расположена со стороны входа в производственные помещения пищеблока и имеет самостоятельный вход с улицы. На территории хозяйственной зоны находятся хозяйственные постройки, а также предусмотрены места для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий. В хозяйственной зоне оборудована площадка для сбора мусора.
В МКДОУ детский сад №26 пгт. Ярославский имеется блок для стирки белья.
В ДОУ созданы необходимые условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Сведения об объектах для проведения практических занятий.
В качестве ведущих направлений создания и совершенствования развивающей среды мы рассматриваем следующие направления:
- выполнение требований санитарно-эпидемиологической службы с целью оптимизации условий развития и эмоционального благополучия ребенка;
- создание полноценной социальной среды развития ребенка, условий для разновозрастного взаимодействия между детьми и общения с взрослыми;
- выделение и оснащение специальных помещений для разных видов детской деятельности;
- создание в групповых помещениях условий для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей, в том числе организации уголков уединения;
- оборудование и использование участка, позволяющие организовать разнообразные формы педагогической работы с детьми и способствующие проявлению разных видов их активности;
- полифункциональное использование игрового, спортивного и другого оборудования с ориентацией на ребенка;
- учет половых различий детей;
- создание в ДОУ музейно-образовательного и музейно-воспитательного пространства с целью духовно-нравственного развития личности воспитанников на основе их природных задатков и возможностей;
- создание музыкальной среды;
- создание условий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
С учетом требований ФГОС ДО в детском саду созданы благоприятные условия для всестороннего развития дошкольников. В учреждении имеются:
групповые помещения
В каждой возрастной группе организованы центры по всем направлениям развития: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое. Центры оснащены всем необходимым оборудованием и ежегодно пополняются необходимыми пособиями и материалами.
музыкальный зал
Музыкальный зал имеет в своем оснащении электронное пианино, а также оборудован современными техническими средствами — музыкальным центром, проектором, атрибутами для музыкально-исполнительской деятельности, дидактическими пособиями и играми, что способствует выполнению задач музыкального воспитания
методический кабинет составляет информационную подсистему методической работы в ДОУ. Является центром систематизации и отбора информации, организует оперативное ознакомление педагогов, родителей, общественности с научно-методической информацией, нормативно-правовыми документами, создает банк данных, организует своевременное поступление необходимой информации.
Для осуществления образовательной деятельности имеется учебно-методический комплект: справочная и энциклопедическая литература, пособия (демонстрационные и раздаточные материалы), диагностические материалы, комплекты современных развивающих игр.
О библиотеке
Библиотека как самостоятельная структурная единица отсутствует. Библиотечный фонд, необходимый для обеспечения образовательной деятельности и методической работы расположен в методическом кабинете Во всех групповых помещениях имеются центры детской художественной литературы и методических пособий.
Об объектах спорта
Отдельное оборудованное физкультурно-спортивное помещение в нашем образовательном учреждении отсутствует. Зал для занятий физической культурой совмещен с музыкальным залом.
В детском саду имеется в наличии физкультурное оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, атрибуты для занятий, батут.
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей
На территории ДОУ имеется оборудованная спортивная площадка.
Консультативный центр для оказания методической, педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы для родителей.
О средствах обучения и воспитания
Для организации образовательной работы с детьми, каждая возрастная группа оснащена необходимым оборудованием в соответствии с современными требованиями к уровню оснащенности наглядными пособиями, оборудованием, техническими средствами. В каждой возрастной группе имеются центры по всем направлениям развития: познавательно — речевому, физическому, художественно — эстетическому, социально — коммуникативному. В каждой группе имеется телевизор.
Оборудовано место работы воспитателя, на котором имеется ноутбук, принтер, МФУ.
Дети-инвалиды могут получать образование в группах общеразвивающей направленности. Во всех возрастных группах имеется необходимая развивающая предметно-пространственная среда, учитывающая особенности и характер нарушений здоровья детей-инвалидов, способствующая их включению в общение и социальную жизнь.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому, туалету обеспечен посредством сопровождающего лица или с помощью родителей (законных представителей). Учереждение оборудовано беспроводной системой вызова помощи персонала (приемное устройство, кнопка вызова на вход, кнопка вызова в туалет 1 этажа, табличка с брайлем).
Вызов сотрудника детского сада по телефону: 8(42347)28761
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья воспитанников является организация питания. Организация питания воспитанников МБДОУ детский сад № 26 пгт. Ярославский осуществляется в соответствии со статьей 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.
Питание воспитанников в нашем детском саду организовано в соответствии с требованиями санитарных норм (завтрак, 2-ой завтрак, обед, полдник).
При организации рационального питания руководствуемся основными принципами:
- обеспечение достаточного поступления всех пищевых веществ, необходимых для нормального роста и развития детского организма;
- соблюдение определенного режима питания;
- выполнение установленных правил технологии приготовления блюд, обеспечивающих максимальное сохранение пищевой ценности продуктов.
Медсестра ДОУ, совместно с поварами, заведующим хозяйством составляет примерное десятидневное меню, где на каждое блюдо подсчитываются белки, жиры, углеводы, калории. При составлении меню учитывается разнообразность, соблюдение норм продуктов, одно и тоже блюдо не повторяется в течение недели. Кроме этого в дошкольном учреждении имеется картотека блюд, входящих в меню, в которой указывается рецептура (раскладка), энергетическая и пищевая ценность каждого блюда. Использование таких картотек позволяет при необходимости оперативно заменять одно блюдо другим, равными ему по химическому составу и энергетической ценности. Из мясных и рыбных продуктов в меню постоянно применяются мясо курицы, говядина, печень, горбуша, навага, сельдь. В рационе детей постоянно присутствуют соки, фрукты, молочные продукты (молоко, сметана, творог, йогурт).
Медицинская сестра осуществляет контроль за качеством доставляемых в ДОУ продуктов, проверяет наличие сертификатов, следит за организацией хранения продуктов, за соблюдением сроков реализации. Организацию питания и работу пищеблока контролирует Роспотребнадзор. Специальная комиссия дошкольного учреждения осуществляет контроль технологического процесса приготовления пищи, условий хранения продуктов, качества готовых блюд, их разнообразие.
Важнейшим условием правильной организации питания детей в нашем ДОУ является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи.
Родителям воспитанников систематически даются сведения о продуктах и блюдах, которые ребенок получил в течение дня в ДОУ, для чего в группах вывешивают ежедневное меню. Воспитателями и медицинским работником даются родителям рекомендации по составу домашних ужинов и питанию ребенка в выходные и праздничные дни.
Воспитатели и специалисты ДОУ уделяют должное внимание воспитанию у детей культуры питания.
Документация по организации питания ведётся в соответствии с установленными требованиями:
- журнал бракеража готовой кулинарной продукции;
- журнал бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок;
- журнал учета температурного режима в холодильном оборудовании;
- журнал здоровья работников пищеблока и ответственных за питание сотрудников.
Еженедельно организуется административный оперативный (текущий, промежуточный) контроль (ответственный — заведующий) за работой пищеблока ДОУ, в том числе и соблюдение санитарно-противоэпидемиологического режима на производстве. Также организуется систематический контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием групп, проводится анализ организации питания и контроль за приемом пищи во всех возрастных группах (ответственный — медсестра).
Непосредственное питание воспитанников осуществляется в групповых помещениях.
В групповых помещениях имеются буфетные для мытья столовой посуды, оснащенные одногнёздными моечными ваннами и водонагревателями.
В МБДОУ детском саду сад № 26 пгт.Ярославский не предусмотрены специальные условия для питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для воспитанников, осваивающих основную образовательную программу дошкольного образования и нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать МКДОУ может быть организовано обучение на дому. Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и обращение родителей (законных представителей) в письменной форме к заведующему МКДОУ или к Учредителю.
Размер родительской платы, устанавливаемый администрацией Хорольского муниципального района, не может превышать 100% в год затрат на питание и хозяйственно - бытовые расходы, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей (в том числе приемных родителей, патронатных воспитателей) и родителей (законных представителей), имеющих первую группу инвалидности - 50% указанных затрат (Постановление Главы Хорольского муниципального района №678 от 16.08.2013г.).
Стоимость питания на 1 ребенка в день, обучающихся в муниципальной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования:
дети до 3-х лет – 96,98 руб.
дети от 3 - 7 лет - 111,36 руб.
На основании ст.65 п. 3 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012:
- дети - ивалиды;
- дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети с туберкулезной интоксикацией, обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, имеют 100 % льготу по оплате за присмотр и уход за детьми.
На федеральном уровне предусмотрена компенсация части родительской платы:
- 20% — на одного ребенка;
- 50% — на второго ребенка;
- 70% — на третьего ребенка.
Взимание родительской платы производится в порядке и сроках, предусмотренных в договоре, заключаемом между муниципальным дошкольным образовательным Хорольского муниципального района и родителями (законными представителями).
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ детском саду №26 пгт.Ярославский создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Медицинское обслуживание осуществляется медицинской сестрой ДДУ педиатрического отделения поликлиники филиала КГБУЗ «Хорольская ЦРБ», в рамках которого: организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры).
Организация охраны здоровья в нашем учреждении строится в соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При реализации Основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ создаются условия для охраны здоровья воспитанников.
Для обеспечения безопасных условий пребывания детей в детском саду, установлены:
- тревожная кнопка для экстренных вызовов;
- автоматическая пожарная сигнализация;
- система видеонаблюдения
электромагнитный замок
Ответственность за организацию охраны здоровья в учреждении возложена на заведующего.
В ДОУ созданы условия для охраны здоровья воспитанников, обеспечивающие:
- текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- расследование и учёт несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ в соответствии с порядком расследования и учёта;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;
организацию питания воспитанников.
В МБДОУ детском саду № 26 пгт.Ярославский используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям воспитанников, в том числе приспособленным для использования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитанники детского сада не имеют доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного класса в дошкольном учреждении нет.
Разработан и действует сайт детского сада - http://ds26.horol-edu.ru
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Для воспитанников, осваивающих основную образовательную программу дошкольного образования и нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать учреждение может быть организовано обучение на дому. Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и обращение родителей (законных представителей) в письменной форме к заведующему ДОУ или к Учредителю.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ детском саду №26 пгт.Ярославский имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- интерактивная панель с комплектом программного обеспечения;
- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук);
- музыкальный центр (музыкальный зал);
- телевизор (в каждой возрастной группе)
- Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
На сегодняшний день состояние материально- технической базы ДОУ соответствует педагогическим требованиям современного уровня образования, требованиям техники безопасности, санитарно–гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта. Предметно-развивающая среда соответствует ФГОС дошкольного образования.
Доступная среда
-
Открыть Размер: 1852.73 КБ
-
Открыть Размер: 263.37 КБ
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2025 года.
Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю от 27.04.2022г.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2025 годы
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Целью государственной программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Задачи государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы
обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;
обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы
Подпрограммы
Подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
Подпрограмма 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов";
Подпрограмма 3 "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы"
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п
- Федеральный перечень ОО, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, включенных в государственную программу РФ "Доступная среда" на 2011-2020 годов
- Приказ "Об утверждении плана мероприятий("дорожной карты") МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования" 02.12.2015 №1399
- Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Пункт 2. Основные задачи «Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно - образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни»
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33423)
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
- "Конституция Российской Федерации" (ст.8)
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Конвенция о правах инвалидов
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017г. «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации»
- «О доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»